Кадр телепрограммы Вести, архив
Финансовая несостоятельность АвтоВАЗа невозможна, но выделенные на его поддержку 25 млрд руб. вернутся государству не ранее чем через три года. С таким заявлением выступила 24 декабря Счетная палата.
Весь этот год общественность с интересом следила за тем, как государство помогает АвтоВАЗу
выкарабкаться из трясины кризиса. Поэтому не случайно вчера Счетная
палата устами своего аудитора Михаила Бесхмельницына решила рассказать,
на что же именно пошли бюджетные средства и принесли ли они пользу.
Выяснилось, что 25 млрд руб., перечисленные предприятию в июне-августе
этого года, "были выделены не зря". АвтоВАЗ расплатился с поставщиками
и тем самым спас их от разорения.
Но эти деньги закончились быстро, и сегодня автогигант снова неплатежеспособен.
Сказались и снижение выручки, и высокая себестоимость продукции, и
простой завода в январе и августе этого года. Тем не менее аудиторы
верят, что у предприятия есть будущее. При этом банкротство АвтоВАЗа
полностью исключено.
- Иначе большая часть бюджетных средств, потраченных на его
спасение, окажется выброшенной на ветер. Кроме того, это противоречит
программе поддержки моногородов, принятой правительством. Невозможно,
чтобы Тольятти был жив, а АвтоВАЗ - нет, - говорит замдиректора
агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Тем временем государство продолжает накачивать АвтоВАЗ бюджетными
деньгами. Но делает это уже более осмотрительно. Общий размер поддержки
должен составить 50 млрд руб., из которых 12 млрд руб. уже перечислены,
а вот оставшаяся сумма будет выделена после того, как правительство
оценит точный размер инвестиций со стороны иностранного акционера
предприятия - компании Renault.
По состоянию на 1 декабря общий долг автогиганта был около 80 млрд
руб. Но в Счетной палате уверены, что и обещанных вливаний будет
достаточно. Главное, чтобы завод эффективно ими распорядился. Примером
подобной эффективности аудиторы называют покупку АвтоВАЗом у Renault
лицензий на производство автомобилей и сборку двигателей на сумму 220
млн евро.
- Эта сумма окупаема, - считает Бесхмельницын.
Другой вопрос, когда АвтоВАЗ расплатится с государством. В Счетной
палате ожидают, что "летние" 25 млрд руб. будут возвращены "не ранее
чем через три года". А аналитик ИК "Финам" Константин Романов считает,
что это произойдет не ранее чем через пять лет.
- Все зависит от ситуации на рынке. Самый оптимистичный, хотя и
маловероятный для АвтоВАЗа сценарий - еще большее ужесточение мер по ввозу в Россию иномарок,
прекращение строительства новых заводов и развитие льготного
кредитования именно по линейке Волжского автозавода. Самый худший - это
отказ Renault от сотрудничества с АвтоВАЗом. В этом случае предприятие
с высокой долей вероятности обречено на медленное умирание, - говорит
эксперт.
Известия.RU
|