Огромные грузовики рассекают просторы нашей Родины, не обращая
внимания на мельтешение вокруг них. Вроде и ездят «легковые»
автомобилисты с ними рядом, а все равно дальнобойщики словно живут в
своем мире. Водитель дальнего следования Александр не без самоиронии,
присущей большинству дальнобойщиков, рассказал Avto.ru о своей работе.
Водительский стаж Александра насчитывает четырнадцать лет. За руль
многотонного МАЗа он сел полтора года назад и ежемесячно выезжает в
дальние рейсы (Великий Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Краснодар).
Это не первое его знакомство с грузовиками: когда Александру было
четырнадцать лет, он ездил на работу со своим отцом, механиком в ОТК в
МосХлебТрансе. Уже тогда он ездил за рулем ЗИЛов, ГАЗов и прочих
грузовиков и постепенно освоил технику езды на крупногабаритных машинах.
Специфику работы на грузовиках Александр знал с детства, поэтому, сев
за руль вверенного ему на работе МАЗа, он быстро влился в рабочий ритм.
Сначала слушал разговоры коллег по рации СВ-диапазона, а затем и сам
стал общаться в канале. «Основная проблема в поездке на дальние
расстояния – когда не знаешь, где хорошая заправка и кафе и где не
опасно остановиться переночевать. Ребята все мне рассказали по рации, и
первый рейс прошел успешно, как и последующие», – вспоминает Александр.
Водитель несет материальную ответственность за груз. Чтобы он всю
дорогу лежал в сохранности, перед каждой поездкой, помимо проверки
технического состояния, нужно не лениться и проверять заодно
герметизацию прицепа. Груз на стоянках украсть не пытаются, а мелких
воришек интересуют деньги на солярку. Например, на поездку в Краснодар
уходит около 30 000 рублей (солярка, еда) – есть чем поживиться. За
грузами охотятся преступники другого масштаба, они готовятся к
операциям заранее, по чьей-то наводке. Но особо важные грузы обычно
сопровождает охрана, к ним просто так не подкатишь. Вероятно, многие
вспомнят фильм «Форсаж», где герои ловко и незаметно для водителя
отстегивали прицеп с грузом. Александр лишь усмехнулся, сказав, что это
выдумки – в обычной жизни с грузовиком равняется легковушка, из которой
на дальнобойщика направляется оружие, и его заставляют прижаться к
обочине. Затем его в лучшем случае выгоняют из кабины.
Во время первой командировки в Питер, когда Александр встал на ночь на
охраняемой стоянке под Тверью, дальнобойщика разбудил странный шум.
Стоянка оказалась не такой уж безопасной – в кабину пытались проникнуть
воры. Сейчас он знает все необходимые точки на своих маршрутах и дает
дельный совет всем автомобилистам: «Если вы подыскиваете место
заправки, перекуса или ночлега на трассе, остановите свой выбор на том
месте, где стоят фуры». К качеству бензина это может не относиться, но
солярка точно не подкачает. Хотя он и сам однажды зимой залил в МАЗ
плохую солярку, и ночью двигатель стал глохнуть, его спас припасенный
на такие случаи антигель. Оказывается, на заправке вместо зимнего
дизеля залили летний, и на морозе он загустел.
Времена лихих 90-х канули в Лету, сейчас уже к дальнобойщикам не
подходят бравые ребята с битами, пытаясь выяснить, «чей груз, куда
везешь» и «кто твоя крыша». А если и отваживается какая-то шпана
поиграть в героев боевиков, то на них просто не обращают внимания.
Хотя коллеги Александра, вернувшиеся из рейса в Мурманск, рассказывали,
что на северных дорогах пока главенствует беспредел. Вспоминается еще
один фильм, в котором показывали дальнобойщиков, – «Бумер». Вот там
режиссер попал в точку – водители грузовиков действительно стоят друг
за друга горой и могут оказать достойный отпор даже отъявленным
бандитам. Однажды Александр нарвался на нервного водителя: после
Ростова был ремонт дороги, а справа по обочине всех объезжал
автомобиль, который попытался втиснуться в ряд перед его грузовиком, но
из-за собственной неосторожности чуть не свалился в кювет. Водитель
решил отыграться на грузовике – догнал его, высунул из окна руку с
травматическим пистолетом, выстрелил и уехал. Хорошо, что пуля попала в
дверь и оставила лишь небольшой отпечаток, дальнобойщик даже не стал
вызывать милицию из-за маленькой вмятины.
Зато о сериале «Дальнобойщики» Александр отзывается с иронией:
«Конечно, это сказка. Чтобы был интересный сюжет, с ними в каждой
поездке случается какая-то история. Но совершенно неправдоподобно,
например, что они могут отстегнуть прицеп с грузом и отлучиться к
кому-то на помощь – кто же бросает ценный груз посреди трассы? Или
когда они помогают своему коллеге быстро и без потерь собрать
рассыпавшийся по дороге груз. Однажды я видел, как перевернулась фура,
груженная ящиками с апельсинами. Водитель не успел и глазом моргнуть,
как их стали растаскивать, ему оставалось лишь махнуть рукой, мол,
битые ящики разбирайте, а целые не трогайте».
Со служителями закона отношения складываются довольно гладко, хотя и
бывают исключения. Например, один из воронежских постов имеет дурную
славу среди дальнобойщиков: при норме в 13 600 килограмм даже
10-тонники не могут пройти весовой контроль. За «перегруз» приходится
платить 500 рублей, и знающие люди готовят деньги заранее. Зато в
остальных случаях водителей большегрузов останавливают редко – с
документами у них все в порядке, торопиться некуда, да и про засады в
кустах предупреждают заранее по рации. «В Москве за превышение
скоростного режима на 18 км никто не остановит, а в Краснодарском крае
– моментально. Просто не стоит торопиться и нарушать».
Вопрос о соседстве с легковыми автомобилями вызвал ухмылку: и тем и
другим есть на что пожаловаться. Грузовики намного тяжелее легковушек,
они более шаткие, угол поворота у них намного больше. Разгоняются они
медленно и так же медленно останавливаются. Поэтому на фурах тяжело
ездить в городе, особенно в пробке, где прыткие «малолитражки» пытаются
проскочить в любое освободившееся «окно», невзирая на особенности
тормозного пути грузовиков. «Моему трехосному 14-тонному МАЗу для
разворота требуется четыре ряда. Тормозной путь у груженой 24-тонной
фуры на 60 км/ч составляет не менее 50 м, и это в случае, если у нее
исправна тормозная система», – сетует Александр.
В правительстве идут разговоры об обязательном оборудовании грузовых
автомобилей тахографами. Это прибор, фиксирующий скорость, время в
пути, время простоя и прочую дорожную информацию. Так можно отследить,
не нарушал ли водитель скоростной режим и сколько он проехал километров
между остановками на отдых. По правилам за рулем положено проводить не
более восьми часов или проезжать не более 500 км, а дальнобойщики сидят
по 10-15 часов, проезжая 1000-1500 км. Конечно, работодателю это
невыгодно, да и на зарплате водителя это существенно скажется. Но и в
этом вопросе русские умельцы найдут выход.
Работа водителем большегрузного автомобиля – это не просто профессия, а
образ жизни. Каждый рейс – отдельная история, постоянная смена
обстановки, жизнь на колесах. Далеко не каждый способен выдерживать
такие моральные и физические нагрузки, и в большинстве своем
дальнобойщики – это спокойные и мудрые мужчины, готовые прийти на
помощь незнакомому коллеге и найти выход из безвыходной ситуации.
|