Тяжело быть должником в Петербурге. Большинство новых идей по их
отлову и принуждению к оплате были впервые опробованы именно здесь.
Неплательщиков отлавливали на границах, а с февраля этого года – стали
останавливать прямо на дорогах. Для этого специальные фургоны с зеленой
надписью «управление службы судебных приставов» ежедневно дежурят на
городских улицах и благодаря системе распознавания номеров «Поток»
ежедневно хватают в свои сети от 10 до 50 должников. «Город 812» решил понять, как работает этот самый «Поток», и отправил в фургон с зеленой надписью своего корреспондента.
11.00. Первое, что я спросила у приставов, – будут ли
они внедрять практику дальневосточников. Когда-то они тоже творчески
подходили к процессу и изымали у должников автомагнитолы и запасные
колеса. Но выяснилось, что изымать мелкие бытовые вещи – это
прерогатива районных отделов управления. А межрайонный отдел – к
которому прикреплены «Соболи» с зеленой полосой – создан специально для
отчуждения у должников только одного типа имущества – транспортного
средства. А среди средств чего только не попадается, даже свадебные
лимузины и бетономешалки.
По закону никто, кроме ДПС, не имеет права останавливать автотранспорт
на дороге. Поэтому каждое свое дежурство представители УФССП начинают с
заезда в ГИБДД. Гаишникам не слишком нравятся такие совместные с
приставами выезды, но в помощи они не отказывают. Итак, полтора часа на
подготовку, настройку, выбор места – и экипаж из двух девушек-приставов
встает на разделительной полосе. Одна, Валя – водитель, она за рулем.
Вторая, Саша, делопроизводитель, она за монитором. Две камеры на
лобовом стекле фиксируют две проезжие части Дачного проспекта: ту, что
в сторону КАД, и ту, что обратно.
11.30. «Поток» распознает в гуще движущегося железа
белые номера с буквами и цифрами. Объявления типа sale с цифрами
телефона он тоже ловит. Когда на экране установленного в фургоне
ноутбука появляется тонкая зеленая рамка – это означает, что какой-то
номер попал в поле зрения камеры. Потом номер появляется в укрупненном
виде, потом распадается на составные части: звездочки, палочки и
арабскую вязь, снова собирается – это значит, что его уже прогнали
через базу данных.
Первые двадцать минут дежурства проходят тихо. Машину инспектора ГИБДД
- она стоит наготове - видно за версту, и поэтому все прочие автомобили
пропускают пешеходов.
- Девушки, а посмотрите, есть ли про меня какая-то информация? -
молодой человек заглядывает в дверь. Ему объясняют, что в базе данных
хранятся сведения только о должниках-автомобилистах. Парень кивает,
называет номер своей машины, который тут же пробивают. Долгов не
выявлено. – Значит, можно спокойно ехать за границу? – Можно.
Я сижу на увесистых пачках бумаги. Это исполнительные производства по
восьми тысячам петербургских должников. Конечно, должников в городе
больше, а чтобы попасть в межрайонный отдел УФССП, нужно быть,
во-первых, автомобилистом, во-вторых, фигурантом судебного
разбирательства. То есть арест на имущество все равно накладывается
судом – даже если сам должник на нем не был.
Когда фигурант попадает в руки приставов, первая его реакция (та, что
на публику) – это: «Я не знал ни про какой долг, я перед всеми чист, вы
ничего не докажете». Тогда-то на свет божий извлекается либо
постановление суда, либо исполнительный лист. Все – подлинники, с
синими печатями. Точно такие же бумаги и в других машинах - в каждой
фургоне имеется комплект: 8000 исполнительных листов по восьми тысячам
нарушителей, ведь заранее неизвестно, кто кому попадется. И все
подлинники…
Приставы говорят, что должников им не жалко. Вот к тем, кто подходит к
машине и интересуется своими долгами, они относятся с симпатией. А
«клиентов» ловят с азартом. Соревнуются с другими экипажами.
Камеры продолжают схватывать номера мчащихся рядом машин. Замечаю, как
обычный номер легковушки на экране окрашивается в желтый цвет и
появляется надпись «должник». Я первая это замечаю.
- Это что за значок?- спрашиваю я. Тут, конечно, начался тарарам. Но
должник уже благополучно проскочил - каждое появление на экране
должника обычно сопровождается звуковым сигналом, а он не сработал.
Вчера вечером в ноутбуке обновляли базу: это делают каждые 2 -3 дня, и
убрали звук до минимума. В общем, пока спохватились, нужная машина
доехала, наверное, до проспекта Стачек, а там ее попробуй найди.
Пристав Саша нажимает две кнопки, и мы узнаем все об убежавшем от нас
должнике: автомобиль «Форд-Фокус», долг на 12 тысяч, причина –
уклонение от налоговых платежей…
12.00. Система срабатывает во второй раз. Компьютер
издает громкий «па-бам!», как при сошедшемся пасьянсе. Снова желтая
надпись «должник» на экране. Номер «Мицубиси-Паджеро» – крупным планом.
Спустя полминуты новый сигнал – третий должник за утро. На BMW. Но его
ловить уже не будут - гаишная машина только одна, ей передали приметы:
«Мицубиси-Паджеро», номер 266, и патрульное авто, включив мигалку,
умчалось на север за должником. Сейчас нагонит, крикнет в мегафон
приказ «прижаться к обочине», а потом отконвоирует обратно к нам. Так и
происходит. В «Паджеро» (долг по транспортному налогу, 30 тысяч рублей)
обнаруживается молодой отец с ребенком.
Дальше все было грустно. По закону отпустить взятую в плен машину
приставы не имеют права. Компьютер зафиксировал должника, да и гаишник,
если что, подтвердит факт задержания. Значит, родителя с сыном из
машины высаживают, сам джип грузят на эвакуатор и увозят на специальную
стоянку. Потом владелец платит в Сбербанке нужную сумму, приносит
квитанцию районному приставу, тот прекращает производство по делу, и
можно идти забирать машину, заплатив дополнительно за эвакуатор и
хранение после первых суток. Всего этого можно избежать, если заплатить
деньги сразу. На этот случай у приставов имеется книжечка квитанций.
Дальше я закрылась газетой и слушала, как отец мальчика убеждает
приставов, что свой долг он только что заплатил, называл точную сумму
(с учетом пени и накладных расходов) и адрес районной инспекции. База
должников хоть и часто обновляется, но информация об уже погашенных
долгах появляется не сразу. Вот и водителю «Мицубиси» не повезло. Он
доказывал это не менее получаса: звонил в районное управление приставов
– там было занято, потом жене – упрашивал уйти с работы и съездить
домой за квитанцией. Приставы вяло уговаривали заплатить долг во второй
раз, а потом получить переплату обратно, написав заявление и подождав
две недели. Вяло – потому что поверили словам должника.
Потом компромисс был найден: машина у должника описывается и передается
на ответственное хранение – ему же. Если в течение нескольких дней
бригада приставов не получит доказательств, что долг погашен, они
найдут сами и владельца, и машину.
«Мицубиси» уехал, камеры снова стали считывать номера, а компьютер – разбирать их на «палочки и колбочки». Тихо урчало радио.
- Большинство «клиентов» - должники по транспортному налогу, - поясняет
Валя. – Останавливаешь их, они первое что спрашивают: по какой из
четырех машин не уплачен налог. Некоторые начинают права качать. Один
милицейский полковник был недавно: кричал, что нас всех уволит, что мы
не знаем законов, что никто не имел права его останавливать. Мы себя в
тот момент не очень уверенно чувствовали, но спасибо Диме – он держался
очень твердо. Дима – это инспектор ГИБДД. Полковник пытался уехать – но
его заблокировали. Знаете, что он потом сделал?
- Что?
- Открыл саквояж, а у него там денежные пачки. Отсчитал 120 тысяч,
меньше половины своей наличности, и дальше покатил. Мы в ту неделю
больше всех собрали.
Помимо налоговых должников, объектами охоты становятся неплательщики
кредитов и жильцы, не платящие за коммунальные услуги. Алиментщиков
стало заметно меньше.
12.30. Компьютер издал победный клич, уловив нового
должника. Это оказался зеленый «Лендровер». Гаишник умчался в погоню в
сторону Кронштадтской площади, а Саша тем временем проверила, что за
должник сидит в машине. База данных сообщила, что не должник, а
должница - не заплатила Альфа-банку 4000 рублей. Несмотря на
незначительность суммы, пока гаишник гонит жертву, все мы чувствуем
себя охотниками: глаза горят и пульс трясется. А вот в зеркале уже
видна вернувшаяся машина ДПС.
Гаишная машина развернулась через разделилку, «Лендровер» с блондинкой
за рулем не рискнул повторить и укатил далеко вперед искать парковку.
Пристав Валентина ушла за ним – разбираться. Вернулась без должницы и
добычи. Выяснилось, компьютер неправильно считал номер. Вообще он
запрограммирован на погрешность в одном знаке (на некоторых постах
программируют два). Приставы были разочарованы, а «должница», наоборот,
обрадовалась.
Потом на разделительной полосе встала чья-то сломавшаяся машина и
загородила камерам обзор. Инспектор ГАИ, выяснив, что это надолго,
отправился обедать. Включать «Поток» было бессмысленно: без гаишника
приставы не могут сами догнать мелькнувшего в ряду нарушителя.
13.00. Самый крупный должник, которого когда-то
удавалось поймать межрайонному отделу, имел неоплаченных долгов на три
миллиона рублей. Его машина, которую остановили приставы, стоила
дороже: это был навороченный «КамАЗ». Удивительно, но «КамАЗ» был
оформлен на физическое лицо, а не предприятие, и долг тоже числился за
физ. лицом.
Еще курьезнее выглядела ситуация со свадебным лимузином с молодоженами.
От эвакуатора лимузин спасли представители фирмы, срочно вызванные
водителем. Они, опасаясь скандала, заплатили все на месте. Никакого
смущения приставы не испытывают: не они же виноваты в срыве свадьбы, а
владельцы фирмы.
Последний пойманный должник оказался крепким орешком. Не жадным, а
вроде по-настоящему безденежным и безнадежным. На мой взгляд, это было
еще большее испытание для психики, чем быковатые владельцы джипов.
Сначала, когда «Поток» срисовал должника, а база сообщила сумму долга –
2700 рублей, – все обрадовались, потому что такую небольшую сумму можно
заплатить сразу. Это всем выгодно, и в первую очередь должнику. Но
когда «клиент» забрался в «Соболь», стало очевидно, что даже таких
денег у него нет. Банковской карточки, чтобы снять деньги в банкомате
(вот зачем мы стоим поблизости от метро, а не только для тех, у кого
отобрали транспортное средство), не было тоже. «Я только-только нашел
работу и заплатил долг по квартире, - должник, как в кино, заламывал
руки. – Моя работа связана с поездками, а я живу в Ломоносове. Не
лишайте меня машины, возьмите что угодно, только оставьте машину. Я год
сидел без работы…» Машина – ржавая «девятка» 1991 года – стоила от силы
тысяч 30. Приставы были непреклонны: в памяти компьютера уже осталась
информация о пойманном в бредень автомобилисте, и по ней придется
отчитываться. «Мы тоже не хотим лишаться работы», - непреклонно
заявляли служители межрайонного отдела. Они-то хорошо знали, чем
закончится этот диалог, а должник не знал и продолжал упрашивать, все
горячее и косноязычнее.
14.00. Чтобы не переплачивать за эвакуатор, долг
требовалось погасить сразу, причем сам должник уехать за деньгами не
мог: он должен был ждать, что их привезут на место. На это ушло не
меньше часа. Такая маленькая – по сравнению с другими – сумма оказалась
практически неподъемной. Когда владелец «девятки» наконец расплатился и
получил квитанцию, дежурство уже заканчивалось. Наряд ГИБДД срочно
перебрасывали в район, куда собиралась с визитом губернатор, поэтому
приставам пришлось возвращаться на базу.
Справка
Система «Поток-D» - российская разработка, впервые внедренная в 2006
году. В московской компании «Росси», занимающейся разработкой следящих
и сканирующих систем «Поток», нам сообщили, что один комплект
оборудования для петербургских судебных приставов стоил около 400 тысяч
рублей.
Всего в Петербурге в Управлении службы судебных приставов пять машин,
оборудованных «Потоками», - каждая ловит до восьми должников
ежесуточно, собирая с них от 2000 до 200 тысяч рублей. Итого – 2,5
миллиона за две недели.
Цифры
По данным Управления службы судебных приставов, в период с ноября 2008
года (когда начала работать система «Поток») по август 2009-го было
обнаружено 687 машин-должников. Больше половины – 392 автомобиля - были
арестованы и оценены в среднем по 200 тысяч за каждую. Владельцы,
которые не стали погашать долги, получили эти суммы за вычетом долга и
накладных расходов. 295 должников расплатились сразу, заплатив в
среднем по 20 тысяч рублей.
Как показывает практика, охота на должников эффективна не во все дни
недели. Самым продуктивным днем у приставов считается понедельник.
Нина АСТАФЬЕВА, «Город812»
|