Ксеноновые фары уже более десяти лет
пользуются успехом у автомобилистов. Они активно вытесняют с рынка галогеновые
фары. Яркий свет позволяет водителю видеть более четкие очертания поверхностей
и предметов, попадающих под лучи ксеноновых ламп.
Первые
автомобильные фары были подобны газовым горелкам – это были лампы на основе
пропана. Пропан излучал свет путем горения в специальной стеклянной колбе. Их
сменили лампы нового поколения – электрические вакуумные лампы накаливания. Но
они тоже не отличались долговечностью и не были эффективным светильником.
Требования к автомобильной оптике росли, поэтому вскоре были разработаны
галогеновые и газонаполненные лампы. Они светили ярче своих предшественников и
не поглощали много энергии. А к началу XXI века появились самые эффективные на
данный момент фары – ксеноновые.
Ксеноном
называют источник света, работа которого осуществляется с помощью газового
разряда высокой интенсивности (Intensity Discharge (HID), около 25 киловольт).
Ксеноновый комплект включает в себя две лампочки, два блока розжига, крепеж,
провода и переходники. Лампа состоит из двух колб, внешней и внутренней, чтобы
избежать резких смен температурного режима, загрязнения и разницы в давлении.
Во внутренней колбе находится смесь газов, в основе которой ксенон (один из
элементов таблицы Менделеева). От смеси зависят многие параметры, такие, как
температура света, скорость розжига и т. д. К внутренней колбе подведены сверху
и снизу два электрода. От блоков розжига подается большая разность потенциалов
на электроды, возникшее электромагнитное поле провоцирует процесс ионизации
частиц. Частицы постоянно сталкиваются друг с другом, часть энергии от удара
превращается в свет.
Человеческий глаз лучше видит при
дневном свете, которому аналогичен ксеноновый свет. При более тусклом
«несолнечном» свете глазные мышцы работают активнее и быстрее устают.
Галогеновая лампа может обеспечить цветовую температуру в 3200К, а дневной свет
соответствует температуре 5500К. Получается, что галогеновые лучи отличаются от
нормы более чем на 40%. Чем выше цветовая температура, тем хуже видимость в
условиях плохой видимости.
Свет
ксеноновых фар лучше пробивает туман и дождь, ложится на дорогу, а не на
капли воды в воздухе. Во время длительной работы галогеновых ламп фара нагревается,
из-за этого на ее поверхности грязь подсыхает и сложнее отмывается. Дело в том,
что галогеновые лампы переводят в тепло около 35-40% мощности при
потреблении 55 Вт. С ксеноновыми фарами все намного проще – они переводят
в тепло около 10% света при мощности 35 Вт, за счет чего стекло фары не
перегреется и не лопнет в случае попадания на него воды.
В Европе, к
примеру, установка ксеноновых ламп должна обязательно сопровождаться установкой
омывателя фар и автоматического корректора угла фар. Это необходимо для того,
чтобы не слепить встречные автомобили. Возможно, и в России когда-нибудь введут
подобные требования, так как немалое количество аварий случается из-за плохой
видимости вследствие «ослепления» встречными ксеноновыми фарами, установленными
абы как в дешевой мастерской (или самостоятельно в гараже).
Долговечность
работы лампы заключается в отсутствии между электродами спирали, в связи с чем
светоотдача не изменяется. Ксеноновые фары отличаются от галогеновых ламп
накаливания: в первых свет исходит от дугового разряда, возникшего в результате
воздействия электромагнитного поля, а во вторых источником света является
нагретая вольфрамовая нить. Мощность ксенона превосходит галоген
в два раза, а мощность потребления меньше почти в полтора раза. Обычно
ксеноновые фары служат около 3000 часов, а галогеновые – около 400. Разница в
том, что газ «выдыхается» дольше, чем перегорают нити накаливания. Кроме того,
нити накаливания в галогене подвержены и механическим повреждениям.
Раньше старые фары полностью
заменялись на укомплектованные ксеноновым комплектом, что влияло на время и
стоимость работ. Теперь в галогеновые фары вживляют ксенон без
конструктивных изменений, достаточно лишь заменить лампу и установить рядом с
фарой блок розжига. Для этой работы используются новые ксеноновые лампы с
цоколем, переделанным под галогенные цоколя ламп, используемых в автомобильной
оптике.
Есть и
несколько заблуждений, касающихся ксенона. Многие у нас в стране считают, что
достаточно просто поменять обычные лампы на новые. Но в таком случае пучок
света в ксеноновых фарах направлен немного в другом направлении, чем в
галогеновых. В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные
средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»
нельзя использовать штатный отражатель для распределения пучка света. Из-за
этого фары слепят встречных водителей, а эффективность освещения снижается.
И самый
распространенный миф о ксеноновых фарах – якобы они излучают много
ультрафиолетовых лучей, что приводит к ухудшению зрения. Это утверждение
неверно, так как ультрафиолетовое излучение практически не проходит через
стекло колбы, которая фильтрует его.