Кадр телеканала "Вести". Архив
Согласно
постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года "О порядке
допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки
объектов дорожного хозяйства в городе Москве" на объектах дорожного
хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов,
которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье
граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения,
почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и
связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.
В 60-х годах прошлого века основным противогололедным реагентом была
пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это
один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной
скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он
оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной
коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы
очистить от него город и вывести песок на свалку.
Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного
реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных
преимуществ технической соли было то, что она моментально растопляла
лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от
0 до 16° С и действует постоянно.
В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала
кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали
вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали
погибать зеленые насаждения.
Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью
отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных
противогололедных реагентов (ПГР). В качестве основных реагентов стали
применяться твердые "Биомаг" и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный
фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и
"Нордекс". Эти препараты были признаны экологически безопасными и
достаточно эффективными антиобледенителями. Но в то же время данные
реагенты обнаружили свойство создавать "масляную" пленку на дороге, в
результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.
Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от
применения хлористого магния ("Биомаг") из за тенденций к накоплению
аниона магния в почвах и природных водах.
В настоящее время в качестве основного противогололедного средства для
обработки проезжей части используется жидкий реагент - хлористый
кальций модифицированный.
Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный
обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является
короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что
дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые
Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после
обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным,
коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению
с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась,
и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же
на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры
асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в
эффективности.
Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у
людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и
окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом
зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению
к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа
под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко
треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами,
изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров,
зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи
питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.
В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента
применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий "ЭСБГ" и твердый –
"Биодор". Жидкий реагент "ЭСБГ" изготовлен на основе композиции солей
кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а "Биодор" – это
реагент формиатной группы, который после применения разлагается на
природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти
материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.
РИА Новости
|