Четверг, 28.11.2024, 19:42

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2009 » Ноябрь » 25 » Сабвуферы
    12:04
    Сабвуферы

    Фото с сайта kolesa.ru

    Глубокие мощные "басы" в звучании аудиосистемы – это всегда предмет гордости. Что и понятно: прежде всего, без них не получится настоящей полноценной картины звука. К тому же, в басах есть нечто мистически брутальное, поскольку бас относится в основном к числу сугубо мужских качеств, а мужчины, само собой, всегда стремятся к превосходству над другими.

    Впрочем, о брутальности рассуждать не будем - поговорим лучше о технике. И здесь по поводу "сабов" у автовладельцев есть масса вопросов. В целом, тема "аудио" весьма обширна, и сегодня уже приближается к своего рода науке. Но сейчас, пожалуй, не стоит разбирать всяческие узкопрофессиональные нюансы цифр в характеристиках динамиков и материалов для корпусов. Ибо, как выясняется, многие спрашивают просто о том, "а какие вообще бывают сабы?", "какой лучше ставить?". Вот с этого и начнем.

    Сабвуфер – это низкочастотный динамик, который в аудиосистеме отвечает за воспроизведение самых нижних звуковых частот среди всего диапазона проигрываемой композиции. Таких динамиков существует несколько типов.
    Прежде всего, сабвуферы различаются как free-air и корпусные.
    Здесь первые представляют собой, в сущности, те же динамики, только особой разновидности и конструкции, которые так же, как и прочие в аудиосистеме, врезаются в салон автомобиля и закрываются декоративной сеткой и кольцом.
    Отличие вторых – в наличии специального акустического корпуса, в который заключен динамик, что представляет собой единую конструкцию, воспроизводящую звук.

    У таких сабов существует несколько видов корпусов.
    Одним из наиболее распространенных является герметичный корпус – это корпус, который полностью изолирует внутреннее воздушное пространство, где расположен динамик, от внешнего. Воздух внутри короба поддерживает мембрану динамика и работает как дополнительная подвеска для нее, что позволяет динамику выдерживать большую мощность.

    Также в последнее время в автомобильных аудиосистемах получили распространение фазоинверсные корпуса.
    Фазоинвертор – это вентиляционный канал, который способствует воспроизведению наиболее низких частот в воспринимаемом человеческим слухом диапазоне.

    Интересным сочетанием обоих типов выступает конструкция bandpass, где корпус имеет две камеры, одна из которых является герметичной, другая фазоинверсной, а динамик монтируется между ними. Такая конструкция достаточно популярна, поскольку обеспечивает качественный низкий бас. Известны и изобарические корпуса, где устанавливаются два идентичных динамика – конструкция, основанная на принципе постоянного давления воздуха между мембранами двух динамиков.

    Несмотря на различные конструкции, задача у корпусов всех типов одинакова – изоляция фронтальной (передней) звуковой волны, возникающей при движении мембраны динамика вперед, от обратной (задней) волны, возникающей при движении мембраны в обратную сторону. Без корпуса эти две волны, встречаясь, будут гасить друг друга, отчего бас будет слабым и неглубоким.

    Выбор вида конструкции корпуса и расчет его геометрии и объема делается в соответствии с целым рядом параметров – мощность динамика, характеристики остальных компонентов аудиосистемы, модель автомобиля, пожелания владельца. Основные технические требования к корпусу – это герметичность, жесткость и звукоизоляция (демпфирование). Корпус саба должен быть виброустойчивым и прочным, иначе его вибрация, вызванная обратной волной динамика, будет генерировать частоты, "засоряющие" звуковую картину.

    Корпусные сабвуферы могут быть разработаны и построены под индивидуальный заказ, либо изготавливаться серийно производителем (их называют готовыми). При этом ряд моделей готовых сабвуферов уже имеют встроенный усилитель (такие сабы называют активными). Готовые сабы предназначаются для простых проектов и аудиосистем начального и среднего уровня, где выступают достаточно удачным вариантом. Наравне с системами своего класса такие сабвуферы обеспечивают вполне пристойное звучание басов. При этом они не требуют специальной сложной установки (активные сабы в особенности) и весьма необременительны для бюджета – цены на готовые сабвуферы без встроенного усилителя колеблются в диапазоне от $150 до $300, что для подобной техники вполне демократично. Но если нужно что-то более особенное и индивидуальное, тогда путь один – заказ саба и инсталляция в студии.

    Как правило, сабвуфер подбирается к остальным компонентам аудиосистемы, главным образом, к "фронту" – высоко- и среднечастотным динамикам. Бывает и наоборот, но это уже исключение из правил. В любом случае, принцип всегда один – гармоничная работа всех компонентов системы. Поэтому не всегда будет так, что понравившаяся модель, выбранная, допустим, по характеристикам в каталоге или по внешнему виду динамика, подойдет для конкретного проекта.

    В сабвуферах применяют динамики размерностью 6, 8, 10, 12, и 15 дюймов, но принцип "чем больше – тем лучше" здесь далеко не всегда подходит. Собственно, подбор саба – это работа профессионалов со специальным образованием и опытом. Поэтому автовладельцу, который хочет иметь в своей машине качественный звук, но сам не является аудиотехником-любителем, сориентироваться в многообразии компонентов и сделать правильный выбор весьма сложно.

    Но пожелания и требования заказчика, разумеется, учитываются всегда. Например, кому-то нравится, чтобы саб выдавал сильный "звуковой пресс" (когда звук ощущается физически, телом) – это один вариант. Кто-то же, напротив, не врубает музыку на полную, но весьма придирчив к ней на слух, требуя идеальной чистоты окраски – это другой вариант. И так далее.
    При проектировании корпусов учитывается даже, какие стили музыки предпочитает автовладелец: любителю джаза построят один корпус, любителю хард-рока другой, любителю классики третий.

    Все это не значит, разумеется, что при смене громкости или жанра, качество звука станет плохим. Нет, оно останется высоким. Но все же наилучшая, идеальная для системы и слуха, картина звука достигается всегда в определенных пределах, ибо, как известно, невозможно объять необъятное.

    Важный технический и эстетический момент – размещение сабвуфера.
    Здесь "высшим пилотажем" в проектах по инсталляции аудиосистем является такая установка, где саб не занимает дополнительного места и не уменьшает полезные пространства салона автомобиля.

    Наиболее подходящими для этого оказываются сабвуферы free-air, которые, в отличие от корпусных, могут устанавливаться в любое место в машине. Кроме традиционного места в багажнике саб может быть поставлен, например, в подлокотник между передними сиденьями или под сиденьями. Иногда ставят два саба и небольшого размера динамики: в противоположные двери, либо один в переднюю панель, а второй сзади.

    В зависимости от проекта, саб либо делается "в тон" интерьера автомобиля, ничем не выделяясь, либо наоборот – подчеркивается специальным декором. Правда, использовать free-air получается не всегда и не везде – нередко оказывается, что для получения нужного звучания в конкретно взятом проекте нужен корпусной сабвуфер. Впрочем, хоть его "ящик" и будет занимать некоторое место, эстетика салона совершенно не страдает и даже напротив – саб можно очень стильно выделить декором из кожи, дерева, алюминия, подсветки и превратить в имиджевый элемент.

    Текст: Михаил Щелоков.

    Журнал "Колеса"
    Просмотров: 844 | Добавил: 86marina | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz