Каждый раз, вознамерившись поднять штрафы, отечественные
чиновники публично вспоминают «заграницу». Мол, там полиция берет с
нарушителей по полной программе, а у нас не штрафы, а цветочки. Однако
это не совсем так — в частности, российские штрафы за превышение
скорости окажутся выше иностранных, если взять в расчет уровень дохода
населения. А вот к пьяным водителям в России действительно относятся
помягче, чем в Европе и США.
Исследование проводил портал Авто@Mail.ru
Вождение в нетрезвом состоянии — самое дорогое нарушение в абсолютном
большинстве стран мира. Правда, фиксированные штрафные ставки или
стандартные сроки лишения прав есть далеко не везде. Обычно с пьяницами
разбираются суды в индивидуальном порядке, а размер штрафа, срок лишения
прав или даже тюремного заключения зависит от тяжести нарушения. В
России штраф за вождение в нетрезвом состоянии был отменен. С 2008 года
это нарушение влечет за собой только изъятие водительского
удостоверения. В свое время наши законодатели посчитали, что такая мера
будет эффективнее денежных наказаний, действовавших раньше (прежний
штраф за нарушение — от 10 до 20 МРОТ)
Во многих государствах, в том числе и в России, водителям разрешено
садиться за руль в состоянии очень легкого «подпития». Почти вся Европа
приняла единую норму содержания алкоголя в крови у водителя — это 0,5
промилле. У нас в 2008 году была установлена граница в 0,3 промилле. А
вот в Испании, Италии, Швейцарии и Великобритании можно употреблять аж
до 0,8 промилле. Примерно столько обнаружится в крови 80-киллограмового
мужчины сразу после принятия внутрь ста грамм водки. А уж некрепкого
вина европейскому водителю можно выпить хоть бутылку.
Как правило, за границей наказание за езду в нетрезвом состоянии
различается в зависимости от последствия нарушения. Ехал себе навеселе,
никого не трогал — отделаешься не очень большим штрафом. А устроил
аварию — и сядешь, и прав лишишься. В Таиланде так вообще пьяных
водителей казнят, если по их вине кто-то погиб.
В США (где, как известно, в каждом штате свои законы, в том числе и
касающиеся дорожного движения), пьяный водитель может попасть даже на
штраф в 10 000 долларов. Такую сумму заплатит тот, кто попался
полицейским третий раз за десять лет. А нарушивший впервые, если он не
создал аварийную ситуацию, может отделаться наказанием в 300 долларов.
Впрочем, штрафы, как правило, дополняются лишением прав от полугода.
Зато пьяному водителю коммерческого транспорта светит пожизненное
лишение лицензии — за дальнобойщиками здесь следят строго.
В Германии, в случае ДТП накажут «за пьянку» даже водителя с 0,3
промилле — и это несмотря на то, что вроде бы в этой стране разрешено
управлять транспортным средством, если количество алкоголя в крови не
превышает 0,5 промилле. Кроме того, для начинающих автомобилистов, чей
стаж меньше двух лет, а также тех, кому еще не исполнился 21 год и для
водителей такси никакой «минимальной дозы» нет — все эти люди вообще не
имеют права сесть за руль подшофе.
Штрафы же в Германии, в отличие от США, — фиксированные. Водитель,
попавшийся в первый раз, заплатит 500 евро, второй раз — 1000 евро, ну а
третье нарушение, согласно недавно выросшим тарифам, обойдется в 3000
евро. Главные трудности поджидают злостных нарушителей (тех, кто пойман в
третий раз или тех, кто умудрился сесть за руль, превысив дозу в 1,6
промилле алкоголя в крови) при возвращении прав. Бывшему водителю
придется пройти медико-психологическую экспертизу, как ее называют
немцы, «идиотентест». Помимо компьютерных тестов и врачебных осмотров,
незадачливому автомобилисту психологи будут несколько часов задавать
вопросы типа «Сколько в Германии поворотов» (ответ — «два: правый и
левый»). Причем перед сдачей зверского «идиотентеста» нужно еще пройти
специальные курсы за 300–500 евро. А каждая попытка доказать немцам, что
ты не верблюд, может стоить до 450 евро.
Однако строгость наказания вовсе не отвращает немецких водителей от
выпивки. По статистике за 2008 год, каждый десятый житель Германии
регулярно садится за руль в нетрезвом состоянии.
В скандинавских странах за серьезные нарушения, к которым, безусловно,
относится вождение в нетрезвом состоянии, штрафы взимают по
индивидуальным тарифам — в процентах от дохода и с учетом финансового
состояния человека. Так, с одного богача-норвежца, проехавшего пьяным
ровно 400 метров, в Осло содрали 109 тысяч долларов. Именно столько
дядечка получает ежемесячно.
Наказания за управление ТС в нетрезвом состоянии в России и
странах мира
Страна |
Допустимое содержание алкоголя в крови, промилле |
Штраф и другие санкции |
Соотношение штрафа и среднего ежемесячного дохода
граждан |
Соотношение штрафа и минимального размера оплаты труда в
месяц |
Россия |
0,3 |
0–5000 рублей (если водитель лишен прав и его
нельзя арестовать на 15 суток)
Лишение прав от 1,5 до 2 лет, при повторном нарушении до 3
лет. |
0–26%
Средний доход 19 000 рублей |
0–115%
МРОТ 4330 рублей |
Германия |
0,5 |
500–3000 евро
Лишение прав до 5 лет, возможно тюремное заключение (если
произошла авария), злостным нарушителям — «идиотентест» |
16–96%
Средний доход 3108 евро |
35–210%
Минимальная зарплата 1424 евро |
США |
0,8 |
300–10 000 долларов
Лишение прав от 3 месяцев до пожизненного; тюремное
заключение (или исправительные работы) от 15 дней до 7 лет |
6–230%
Средний доход 4333 доллара |
18–615%
Минимальная зарплата 1624 доллара |
Великобрит. |
0,8 |
От 100 до 5000 фунтов стерлингов
От 100 до 5000 фунтов стерлингов |
4–238%
Средний доход 2093 фунта |
10–488%
Минимальная зарплата 1025 фунтов |
Франция |
0,5 |
От 135 евро (до 0,8 промилле), 4500 евро за
превышение 0,8 промилле и до 30 000 евро, если было ДТП
Возможна конфискация транспорта, лишение лицензии и тюремное
заключение на 2 года по решению суда |
3%, 117% и 785% соотв.
Средний доход 3823 в месяц |
10%, 340% и 2271%
(зарплата почти за два года)
Минимальная зарплата 1321 евро
|
Греция |
0,5 |
100 евро
Лишение прав на три месяца |
12,5%
12,5% |
15%
Минимальная зарплата 681 евро |
За превышение скорости тоже в разных странах наказывают по-разному.
Однако этот вид нарушений чаще контролируется исполнительной властью, а
не судами. В большинстве цивилизованных стран уже очень хорошо развита
система видеофиксации: беспристрастная автоматика фиксирует малейшее
превышение скорости, а квитанция находит адресатов даже в других
странах. Кстати, всем, кто использует сервис rent-a-car в Европе, стоит
помнить — сумму штрафа могут снять с вашего банковского счета, который
вы сообщили, забирая машину, даже не поставив вас в известность. Такое,
например, частенько бывает с туристами в Италии.
В США в большинстве штатов установлены свои фиксированные штрафы за
превышение скорости, правда, только за незначительное. А пойманным на
большой скорости придется явиться в полицию. В Нью-Йорке за превышение
лимита на 10 миль в час положен штраф в 30 долларов, на 30 миль в час —
60 долларов. Еще дешевле гонять в Пенсильвании, максимальный штраф здесь
— всего 35 долларов. А вот в Хьюстоне наказания более суровые:
превышение всего на 5 миль в час обойдется водителю в 158 долларов.
Однако в среднем по стране, по данным NHTSA (Национальное управление по
дорожной безопасности США) нарушитель, пойманный за превышение скорости в
первый раз, заплатит не более 200 долларов.
Кстати, американцы очень не любят свою систему штрафов за скорость,
считают ее далеко не совершенной и всячески с ней воюют. Ими изобретена
куча способов не платить штрафы, правда, человеколюбивое
законодательство и строгое соблюдение принципа презумпции невиновности,
водителям всячески помогают. Так, простое несогласие автомобилиста
подписать «traffic ticket» вкупе с последующей неявкой полицейского на
разбор дела, освобождают нарушителя от ответственности.
Похожее правило действует и в Великобритании — если зафиксировавший
нарушение полицейский не явился в суд или не смог привести убедительные
доказательства вины водителя, — штрафа не будет. Кстати, в
Великобритании одно из самых низких ограничений скорости в Европе. На
трассах разрешено ехать не быстрее 70 миль в час (113 км/ч), на обычных
дорогах вне населенных пунктов — 40 миль в час (64 км/ч), а в городах —
30 миль в час, то есть не более 48 км/ч. Сравните с Германией, где на
трассах вообще нет ограничения скорости, хотя власти и рекомендуют
ездить не быстрее 130 км/ч. Кстати, в Великобритании нет службы,
идентичной нашей ГИБДД. Полиция лишь выезжает на ДТП с пострадавшими, и
останавливает тех, кто серьезно нарушает.
Штрафы за чересчур быструю езду в Соединенном Королевстве не слишком
большие по сравнению с другими европейскими странами. На Альбионе
превышение до 25 км/ч обойдется в 44 фунта стерлингов. Водителям,
превысившим на 25–40 км/ч придется заплатить от 45 до 100 фунтов. Это
очень по-божески по сравнению, например, со Швецией, в которой даже
превышение не более 10 км/ч карается штрафом, эквивалентным 215 евро. А
если водитель будет ехать быстрее разрешенного на 16–20 км/ч, то ему
придется раскошелиться уже на 300 евро.
Во Франции штрафы за небольшие превышения примерно такие же, как в
Великобритании — в среднем 68–135 евро. Однако тот, кто гонит на 50 км/ч
быстрее положенного, попадает сразу на 1500 евро! И участие властей в
фиксации нарушения сведено к минимуму, чересчур быстрых водителей ловят
исключительно камеры. Но даже дело о небольшом превышении может быть
передано в суд. А французское законодательство допускает лишение прав в
том числе и тех, кто превысил всего на 10 км/ч. К слову, в большинстве
европейских городов, в том числе и в Париже, установлено ограничение
скорости 50 км/час.
Кстати, во Франции оплачивать штрафы положено в течение 15 дней, а не в
течение месяца, как у нас. Если деньги не поступили вовремя, требуемая
сумма автоматически увеличивается вдвое. А если штраф не оплачен и через
месяц, то аж втрое! В нашем Кодексе об административных правонарушениях
(КоАП) теоретически тоже предусмотрено удвоение неоплаченных штрафов,
однако единая система, при помощи которой ГИБДД отслеживает поступление
денег, на даты не обращает внимания. Можно оплатить штраф и через месяц,
и через два, — но добавки никто у вас не попросит. Хотя по закону вроде
бы должны.
А вот в Молдавии за неуплату штрафа в положенные 30 дней вообще лишают
прав — сразу на полгода. Кстати, в той же Молдавии действует еще одно
строгое правило: здесь водители со стажем менее года не имеют права
ездить быстрее 70 км/ч, даже если на дороге, по которой они едут
установлено большее ограничение. За непослушание они отдадут около 30
долларов — сумма, очень большая для молдаванина.
Самые высокие штрафы за превышение скорости в Европе установлены в
Италии. Превышение на 11–40 км/ч может стоить до 573 евро. Если же
водитель гнал на 40 км/ч быстрее лимита, то штраф может подскочить до
1433 евро. А вот самая демократичная с точки зрения превышения скорости
страна Европы — Ирландия. Здесь неважно, на сколько именно км/ч
водитель превысил разрешенный лимит — штраф будет один и тот же: 80
евро.
Штрафы за превышение скорости*
Страна |
|
Штраф за превышение: |
Соотношение штрафа и среднего месячного
дохода** |
Соотношение штрафа и
минимального размера оплаты труда за месяц** |
a) |
Более, чем на 40 км/ч, но менее 60 км/ч; |
b) |
Более, чем на 60 км/ч |
Россия |
a) |
1000–1500 рублей |
5–7% |
23–34% |
b) |
2000–2500 рублей |
10–13% |
46–57% |
Германия |
a) |
100–175 евро |
3–5% |
7–12% |
b) |
275–425 евро |
9–13% |
19–29% |
США |
|
200 долларов |
4% |
12% |
Великобрит. |
a) |
45–200 фунтов |
2–10% |
4–20% |
b) |
67–300 фунтов |
3–14% |
6–28% |
Франция |
a) |
135 евро |
3% |
10% |
b) |
1500 евро*** |
39% |
113% |
* В этой таблице намеренно не учтены все
санкции, применяемые к нарушителям: лишение прав, начисление штрафных
баллов
** Значения в процентах округлены до целых
*** За превышение более, чем на 50 км/ч |
А ещё, В Германии категорически запрещено останавливаться на автобане.
Даже если у вас кончился бензин, все равно придется заплатить штраф в
100 евро, а водителям-очкарикам в Испании и Швейцарии положено возить с
собой запасную пару очков.
Таким образом, если наши штрафы сравнивать с заграничными в пересчете на
минимальный оклад или даже на реальную среднюю зарплату, получается,
что российские законы ничуть не мягче иностранных. Так чего же не
хватает чиновникам из ГИБДД и депутатам Государственной Думы? Похоже,
они никак не могут понять, что культура вождения не зависит только от
размера наказания. Само собой, ругать водителей да повышать поборы куда
проще, чем реформировать ГИБДД и суды, наладить единую информационную
систему, пересажать коррупционеров или построить хорошие дороги за
пределами центрального федерального округа.
|