На фоне общего усугубления криминогенной обстановки похитители
автомобилей частично утратили трудоспособность. Во всяком случае,
именно такой вывод напрашивается, когда видишь статистику автокраж за
10 месяцев 2009 года (официальная статистика за 12 месяцев появится не
раньше февраля). Так, по данным ДОБДД МВД РФ, с января по октябрь
включительно в стране было угнано чуть больше 73 000 авто. При этом 64%
угонов пришлось на долю отечественных авто (в том числе иномарок,
собранных в России). Для сравнения: в 2008 году «осиротели» чуть меньше
100 000 моторизованных россиян. Сотрудники уголовного розыска связывают
снижение активности автоворов с падением спроса на автомобили, ведь в
условиях нестабильной экономики сбывать криминальные авто оказалось
крайне трудно.
Участились в 2009 году угоны машин из автосервисов и моек. Чаще всего
«брали взаймы» автомобили «мойдодыры» и автомеханики Москвы,
Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени. Чтобы в новом, 2010 году не стать
жертвой угонщиков, работающих на предприятиях сферы обслуживания,
рекомендуем не оставлять сервисменам документы от машины — будет меньше
соблазна сесть за руль вашего авто.
Тренд 2009 года: преступники стали чаще обращать внимание на дорогие
авто. Такого рекордного количества угонов автомобилей Hummer, Bentley и
Porsche ни столичные, ни областные сыщики припомнить не могут. Но кроме
элитных машин преступников в 2009 году по-прежнему интересовали
«японки» премиум-класса — Toyota Land Cruiser, Lexus всех мастей,
Infiniti серий FX и QX.
Впрочем, основные цифры по угонам «сделали», конечно же, не элитные
иномарки, а продукция отечественных производителей. Пальма первенства —
у ВАЗов. При этом в любимчиках у криминалитета ходят «четырнадцатая»,
«двенадцатая», «девятая» и «девяносто девятая» модели «Жигулей». В
затылок отечественным производителям в списке угнанных машин дышит
японская Toyota (модели Camry, Avensis, Corolla). Далее идет продукция
концерна BMW (здесь безусловное лидерство за «пятерками» и «трешками»).
Также часто происходили удачные «покушения» на Volkswagen, Mazda, Audi,
Chevrolet, Mitsubishi.
Но не только автомобили интересовали угонщиков в ушедшем году.
Квадроциклы, которые ранее почти не интересовали их, вдруг снискали
бешеную популярность. Всего за год только в Подмосковье «приделали
ноги» почти 70 квадроциклам. К слову сказать, найти удалось лишь один.
Для угонщиков квадроциклы притягательны, ведь их цена сопоставима со
стоимостью «бюджетной» иномарки, нет проблем со сбытом (спрос на
дешевые бэушные мотовездеходы в разы превышает предложение).
На руку угонщикам и то, что по квадроциклам не ведется база угонов,
а сама похищенная техника рассматривается как украденная вещь, а не
транспортное средство.
Что готовит нам год наступивший? В почете по-прежнему останется
премиум-класс, да и вообще в 2010 году угонщики постепенно начнут
отвоевывать утерянные позиции. Причина, как нетрудно догадаться, — спад
кризиса. А значит, автомобильный рынок потихоньку начнет оживать,
вместе с ним оживет и рынок по продаже краденых авто.
Текст: Дмитрий Зленко.
Московский комсомолец
|