Каждую
зиму столица погружается в липкую черную жижу, которая появляется на
московских дорогах после обработки противогололедным реагентом.
Дворники превращают маслянистую пленку на лобовом стекле в радужные
разводы, за которыми не видно ни разметки, ни "соседей" по
транспортному потоку. По бортам машин стучит рассыпаемый спецтехникой
соленый гранулят, а затем дорожная "химия" с удовольствием начинает
разъедать свежие сколы на лакокрасочном покрытии.
Однако в этой статье мы не будет давать вам советы, как приготовить в
домашних условиях идеальную "незамерзайку" или выбрать полироль для
защиты кузова от "химии". И про "антикор" здесь тоже не будет ни слова
– в конце концов, с такими проблемами гораздо лучше справляется
"коллективный разум" на специализированных автофорумах.
Мы расскажем о том, что такое реагенты, как они влияют на здоровье
людей и машин, бывают ли контрафактные противогололедные реагенты и
помогут ли Москве западные технологии.
На эти и другие вопросы мы попросили ответить эксперта – главного
инженера проекта научно-исследовательского института
"МосводоканалНИИпроект" Юлия Браславского.
В средствах массовой информации регулярно сообщается, что для уборки
столичных улиц закупаются "новые виды реагентов". Но какова вообще
история появления противогололедных препаратов в Москве?
До 1994 года московские дорожники и коммунальщики использовали
песко-соляную смесь. Однако песок забивал канализацию и от него решили
отказаться - по улицам начали разбрасывать просто натрий хлор (чистая
соль).
В конце 90-х годов прошлого века был разработан генеральный план по
переходу на новые реагенты. Предполагалось, что сначала мы откажемся от
натриевых солей, а затем и от хлоридов, заменив их солями органических
кислот – уксусной (ацетаты) и муравьиной (формиаты). Дело в том, что
"органика" оказывает более мягкое воздействие на окружающую среду, чем
используемые сейчас хлориды и, к тому же, со временем разлагается, не
накапливаясь в почве и в воде.
Но в итоге получилось избавиться только от натрия, а "органика" для нас
оказалась слишком дорогой. К тому же, она не производится внутри страны
– ацетаты мы закупаем на Украине, а формиаты приходится заказывать в
Финляндии.
Поэтому сейчас на столичных улицах используются, в основном,
противогололедные смеси на основе хлорида кальция с добавлением
модификаторов, уменьшающих коррозионную активность реагента.
В чем основные недостатки реагентов, используемых сейчас на столичных улицах?
Каждый реагент обладает своими достоинствами и недостатками. Например,
натрий подавлял жизнедеятельность растений и вызывал сильную коррозию
кузовов автомобилей и коммуникаций – металлических конструкций мостов,
усиливающей железобетон арматуры. Кальций - наоборот играет роль
удобрения, но он сильнее портит обувь и при близких к нулю температурах
из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на
асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля.
Насколько применяемые сейчас реагенты безопасны для здоровья пешеходов и водителей?
Испарения, которые поднимаются над московскими дорогами зимой,
действительно могут негативно влиять на здоровье людей и животных. Но
противогололедные реагенты тут не при чем - намного большую опасность
представляют выхлопные газы автомобилей. Из-за плохого качества бензина
и большого количества машин, которые не соответствуют современным
экологическим нормам, продукты горения топлива могут быть даже ядовиты.
Было, правда, несколько случаев, когда при испытании на дорогах
реагентов на основе органических солей, в частности солей уксусной
кислоты, местные жители жаловались на сильный запах, но "органика"
сейчас практически не используется.
А безопасны ли используемые сейчас реагенты для лакокрасочного покрытия
автомобилей, металла кузова, шин и резиновых деталей подвески?
Кальций менее корозионно-активен, чем натрий (то есть, используемая
ранее соль, - Лента.Ру), но все равно негативно воздействует на металл
и резину. Конечно, в некоторые противогололедные реагенты добавляются
соединения, уменьшающие их коррозийное действие, но они помогают
несильно.
Кто производит противогололедные реагенты, используемые на московских улицах?
В столице, в основном, используются противогололедные реагенты,
сделанные в России. Производятся они по большей части на заводах
удобрений. А в 2002 году, когда происходил переход от хлорида натрия к
новым солям, их закупали за границей. Хлористый кальций возили из
Финляндии и даже из Китая. Хлористый магний приобретали в Израиле,
Германии и Туркмении.
Существует ли рынок поддельных реагентов?
Сейчас ситуация такова, что поддельных реагентов не бывает - бывают
некачественные. Дело в том, что для получения разрешения на применение
противогололедного состава в Москве необходимо предоставить образец
этого вещества на экспертизу. Это очень строгий контроль и
производитель, конечно, старается предоставить образцы, которые
удовлетворяют всем требованиям. Но качество поставляемых в столицу
крупных партий реагентов так же дотошно контролировать гораздо сложнее,
ведь речь идет о слишком больших объемах.
Эффективны ли применяемые в Москве технологии по очистке улиц ото льда по сравнению с зарубежными?
В принципе, и в России, и за границей применяются одни и те же
противогололедные реагенты – это, в первую очередь, хлориды натрия,
кальция и магния. Однако использовать эти материалы также успешно, как
в Северной Европе, США и Канаде, в Москве по ряду причин пока не
получается.
Во-первых, столичная дорожная сеть не рассчитана на то количество
автомобилей, которое сейчас по ней передвигается. Катастрофически не
хватает не только дорог, но и автостоянок. В результате, из-за пробок и
стихийных парковок на обочинах крупных городских магистралей не
получается вовремя убирать снег, из-за чего коммунальщикам приходится с
помощью "химии" не просто разрыхлять накат, чтобы его можно было убрать
снегоуборочными машинами, а буквально плавить его избытком реагентов.
Не получается убирать снег вовремя еще и потому, что на столичных
дорогах не хватает современной снегоуборочной техники. Вместо нее, в
основном, применяются либо землеройные машины, либо разработанные почти
50 лет назад комбайны "умелые руки". Эффективность и производительность
этих устройств не удовлетворяет требованиям современного мегаполиса.
Кроме того, из-за неточных прогнозов погоды у столичных коммунальщиков
далеко не всегда получается заранее обработать дороги реагентами перед
сильными снегопадами. А вот в Канаде, Северной Америке и Европе,
благодаря современным спутниковыми метеорологическим системам, на этот
метод делается основная ставка. Такая технология позволяет
предотвратить прилипание снега и льда к дорожному покрытию, превентивно
обработав дорожное покрытие небольшими объемами растворенных солей. В
результате, накат и ледяная корка не образуются, и все осадки можно
убрать с дороги снегоуборочной техникой – без применения "химии".
Возможно ли применение на московских улицах современных зарубежных технологий?
Конечно, новые противогололедные составы появляются и будут появляться.
Но пока, исходя из экономической целесообразности, от хлоридов столица
отказаться не может. Формиаты дороже используемых в Москве сейчас
составов на порядок, ацетаты – в пять-шесть раз.
Что касается так называемых фрикционных материалов - песка, гранитной
крошки, гравия, которые успешно применяются на Западе, - то в Москве их
использование невозможно из-за особенностей ливневой канализации. В
Европе каждый уличный канализационный сток имеет "песколовку", в
которой оседают все твердые частицы, смываемые с улицы. У нас же вода
поступает в канализацию напрямую, поэтому любые твердые частицы
забивают коллекторы. Мы уже проходили это в 80-х - начале 90-х годов
прошлого века, и в результате отказались от использования песка на
столичных улицах.
Как повлияет кризис на применение противогололедных реагентов в Москве?
Может ли из-за сокращения городского бюджета ухудшиться их качество?
Качество реагентов из-за мирового финансового кризиса вряд ли
ухудшится. Просто на сезон будет закупаться меньшее количество "химии".
Кроме того, могут замедлиться темпы обновления снегоуборочного парка
Москвы, а также снизиться затраты города на закупку и ремонт
снегоплавильной техники.
Возможно ли появление на столичных улицах "идеального" реагента?
Идеального проитвогололедного реагента в природе не существует.
Использование того или иного химического соединения для борьбы с
гололедом - это всегда компромисс. Либо мы жертвуем растениями, либо
обувью горожан.
И по-другому не получится. Все негативные эффекты противогололедных
реагентов - это плата за жизнь в мегаполисе. Если не хотите, чтобы у
вас от солей ржавела машина или портилась обувь, то поезжайте жить в
деревню, там дороги песком посыпают. А в городе проезжая часть должна
быть чистая, иначе нас захлестнет волна страшных аварий.
Другой вопрос в том, как реагенты используются. У нас, например, с их
помощью решают все проблемы, и на них же сваливают вину за все
неприятности на зимних дорогах. Вместо того, чтобы работать над
эффективной системой механической уборки снега, развивать дорожную сеть
и бороться с теми, кто нарушает правила парковки и затрудняет уборку
снега, московские власти просто заливают дороги "химией".
Текст: Артем Бетев
auto.lenta.ru
|