У любого автолюбителя всегда возникает
насущенный вопрос - какое масло заливать в свой автомобиль? Ведь именно
это залог безупречной работы авто.
На данный момент в любом
автомагазина на прилавках можно встретить огромный выбор масел. Любой
новичок даже не знает что именно подобрать. И вот именно здесь надо
сделать правильный выбор.
Виды автомасел. Перед началом разъяснений про моторный масла, давайте поближе узнаем виды моторных масел.
Минеральное
масло появляется путем перегонки и очистки нефти, а вот синтетика - при
помощи синтеза газа. Также нечто среднее является полусинтетика, это
конечно же смесь первых двух. Также существует еще один вид -
гидрокрекинговое масло, но о нем немного позже.
Минеральное масло
появляется в результате дистилляции и рафинирования нефти. В нем
огромное количество присадок, поэтому быстро теряет свое свойство. В
свою очередь минералка делится еще на 3 вида: ароматические,
парафиновые и нафтеновые масла. Они отличаются лишь строением входящих
в их состав углеводородов. Самое распространенное и пригодное является
мало парафиновое. Оно обладает более пригодными характеристиками
температур и вязкости.
За
окислительные процессы в масле отвечает сера, которая содержится в
исходном сырье. Нормированное количество содержания серы в масле
составляет до 1%. Если это количество превышает нормы, то происходит
более интенсивный износ деталей двигателя.
Синтетическое масло производится путем синтеза газов. Синтетическое масло обладает некоторыми преимуществами перед минеральным маслом:
- срок службы синтетики больше
- испаряется при более высокой температуре, т.е. не столь чувствительно к перегреву двигателя
- текучесть больше, что уменьшает трение между деталями и за счет этого увеличивается мощность и снижается расход горючего
- химическая стабильность - масло не парафинизируется и не окисляется
- низкая температура прокачивания, двигатель будет работать без перегрузок при низких температурах.
Тем
самым синтетика более дороже минералки и применяется там, где условия
далеки от нормальных, т.е. высокие и низкие температуры, нагрузки на
мотор.
Специально для этого, чтобы подобрать нечто среднее производится полусинтетическое и гидрокрекинговые масла.
Иногда
смешивают части синтетического и минеральных масел, в результате чего
появляется синтетическое масло. Полусинтетика применяется там, где
условия умеренные.
Есть еще один вариант улучшения минералки -
гидрокрекинг - выпрямление углеводородов, где перегруппировываются
атомы, что приводит к появление изомеров. Гидрокрекинговое масло
является близким к синтетике, но результат старения идет намного
быстрее и теряет свои качества.
Здесь главное не запутаться,
ведь например при покупке Castrol TXT Softec Plus оно является
синтетическим и в свою очередь и минералкой. Чтобы не путаться мы
советуем Вам внимательно читать этикетку продукта.
Классификация моторных маселПо вязкостиВязкость
- основная характеристика любого моторного масла. Это в основном
легкость холодного пуска в моторы. Эта спецификация является
международным стандартом. По этому критерию выделяются 3 рода масел:
всесезонное, летнее и зимнее.
Всесезонное моторное масло обозначается комбинацией букв, к примеру SAE 10W-40, SAE 5W30.
Летнее - числом SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Зимнее масло литерой «W» (от англ. «winter» – зима) и числом перед ней - SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
"Зимний"
индекс указывает на температуру при которой можно использовать масло.
Здесь применяется простая формула для определения минимальной
температуры: от числа вычитаете 35 и получается нужная температура. К
примеру возьмем масло с индексом SAE 10W40, тут нижний предел -25.
Классификация по эксплуатационным свойствамВсе
моторные масла определяются по двум системам: европейская и
американская. Принадлежность масла к какому-либо классу определяется
испытаниями на стендах или в двигателях. Здесь оцениваются
антикоррозийные, моющие, антиокислительные, противоизносные и другие
свойства.
Классификация API (American Petroleum Institute –
Американский институт нефти), т.е. американская система. Она включает в
себе 2 категории масел: «S» (service) и «С» (commercial). Для
бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для
дизельных, соответственно – категории «C». На этикетке будут стоять 2
буквы - первая будет «S» или «C», вторая - буква латинского алфавита
используется для обозначения качества моторного масла. Также редко
встречаются устаревшие виды масел (SA, SB, SC, SD, SF – для бензиновых
и CA, CB, CC, CD – для дизельных). Эти масла выпускались к двигателям,
которые были не требовательны к качеству. На сегодняшний день масла по
американской классификации делятся так:
Для
дизельных двигателей: CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994),
CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4(2002). Цифры 2
и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных
двигателей соответственно.
Для бензиновых двигателей: SG (1989),
SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004) – в скобках указано, для
двигателей начиная с какого года выпуска рекомендуется данный класс
масел.
Классификация ACEA (Ассоциация Европейских
производителей автомобилей), появилась она в 1996 году. Здесь масла
более тщательнее изучают по противоизносным свойствам. Маркировка здесь
следующая: для бензиновых моторов буква А, для дизеля - В, Е, дальше
слудует цифра и через дефис, год, когда была утверждена спецификация.
Чуть ниже указаны спецификации:
Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.
Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.
Масла для двигателей тяжелых грузовиков, автопоездов: E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.
В 2004 году в Европе появилась новая спецификация масел С, она предназначена как для дизеля, так и для бензина.
Теперь задается главный вопрос - Какое все-таки масло покупать???Здесь надо подобрать именно то масло, которое своими свойствами близко к рекомендуемому для Вашего автомобиля. Тут учитывается:
- износ двигателя:
сезначительной – до 75 тыс. км
средней – 100-150 тыс. км
повышенный износ более 150-200 тыс. км
- тип мотора и год его выпуска
- совместимость материалов мотора с маслами
- условия эксплуатации ТС:
средние (город, трасса в умеренном климате)
тяжелые (перевозка грузов, спортивные заезды, болотисные местности)
К
примеру в старых моделях отечественного ВАЗа прокладки и сальники,
которые изготавливались из нитрильной резины, были не совместимы с
синтетикой. Если же их заменить, то можно пользоваться и синтетическими
маслами.
Почему очень важны рекомендации автопроизводителя?В
первую очередь автовладелец должен отнестись внимательно к
рекомендациям производителя автомобиля. Ведь именно это и будет залогом
долгой работы мотора.
Если
производитель указал рекомендуемым маслом на авто 10w-40, а Вы
заливаете 10w-50, его можно, но уже вязкость его при больших
температурах увеличивается. А последствия здесь будут таковы, что
повысится расход горючего, т.к. не все механизмы двигателя будут
получать часть масла, все это может вскоре привести к выходу из строя
мотора авто. Как Вы уже поняли, что использование более вязкого
моторного масла сказывается на двигателе Вашего автомобиля. Если же
использовать более текучее масло, чем указано в рекомендациях, то может
повысится износ.
Особенности и условия эксплуатацииЛюбое моторное масло должно сохранять свои вязкие качества при определенных температурах.
Сейчас существует всесезонное масло, но возможно выбирать отдельно на сезон года (лето или зима).
Летнее
моторное масло должно обеспечивать охлаждение деталям двигателя и
хорошо смазывать их. Все это оберегает двигатель от износа и снижает
риск перегрева мотора. Многие автопроизводители рекомендуют класс 40 -
это среднее масло для средней полосы РФ, Европы. В тропических областях
и участках повышенной сухости советуется использовать масло класса 60.
Зимнее
же мало долно обеспечивать запуск мотора в морозы. Самым подходящим
здесь является класс 0W. Но все равно следует прислушаться к советам
производителя.
"Сезонка" сейчас встречается очень редко и его советуется не применять, лучше брать всесезонку с индексами 10W-40 или 5W-30.
Смешивать моторные масла не желательно, так как они могут быть не совместимы.
Сейчас в мире широко применяется газовое оборудование на автомобилях, здесь лучше всего применять масло с летним классом SAE 50.
Замена, доливка моторного масла. С
проходом времени постепенно приходится менять или же доливать моторное
масло. В среднем если авто отъездило 10 000 км, то пора менять масло.
Существуют в природе и долгие масла - LongLife, его меняют по проходу
15 000-20 000 км. Напоминаем Вам, что масло меняется когда закончился
сезон.
Также нужно следить за уровнем масла в авто и если его
не хватает, то доливать, желательно такое же. Также мешать масла не
желательно, но если это и происходит, то доля нового моторного масла не
должна превышать 15%, и в самое ближайшее время его необходимо будет
поменять.
Теперь основное для покупателя - где же все-таки приобрести моторное масло?Желательно
масла приобретать в специальных магазинах, а еще лучше у официальных
дилерах. Мы же советуем покупать продукцию тех фирм, которые уже не
первый год зарекомендовали себя в области качества. Такие к примеру
как, BP, Castrol, Elf, Esso, Mannol, Mobil, Shell, Total, Лукойл, ТНК –
и это еще не все. И с другой стороны, именно популярные масла и
стремятся подделывать.
Минеральное моторное масло можно приобрести от $3 за 1 литр, полусинтетики - от $6, синтетики - от $11.
Желаем Вам не попадаться на подделку и внимательно относиться к своей машине.
По материалам: mirsovetov.ru