По итогам года потребление бензина, пусть и незначительно, но
вырастет. Кризис, как выясняется, сильнее всего ударил по «синим
воротничкам», а средний класс после провального для экономики первого
полугодия смог приспособиться к ситуации.
Прогнозные расчеты по потреблению бензина в России на
конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ» 5 октября
представил генеральный директор ИГ «Петромаркет» Яков Рудерман.
По его данным, потребление бензина по итогам года составит 31,7
млн тонн – против 31,3 млн в 2008 году (+1,3%). Начиная с 2003 года
рост этого показателя был в пределах 3-4%, но столь малое увеличение в
2009 году не должно смущать – в I квартале текущего года падение
потребления бензина, по данным ЦДУ ТЭК, было 10-15%. Примерно к маю
ситуация стабилизировалась: потребление сравнялось с показателями
годичной давности.
Рудерман в интервью BFM.ru говорит, что первое полугодие для
рынка нефтепродуктов России было провальным. В том числе – и за счет
резкого снижения потребления бензина частными лицами. По его мнению,
именно на этот период пришелся пик увольнений представителей среднего
класса – основных владельцев легковых машин в стране. «Наблюдения
показывают, что сейчас уволенные как-то приспособились к новой
экономической ситуации – нашли новую работу или переориентировали
траты. Теперь выясняется, что основной удар кризиса пришелся по «синим
воротничкам», а в их среде автомобиль до сих пор воспринимается как
«роскошь», а не средство передвижения», – поясняет он.
По словам Рудермана, автомобиль для среднего класса в России –
статусная вещь, и от поездок на нем он откажется только при наступлении
совсем плохой финансовой ситуации в семье.
Ранее в интервью BFM.ru начальник аналитического отдела ВЦИОМа
Леонтий Бызов подтверждал эти наблюдения. «Что касается среднего
класса, то он существенно не снизился в размерах, и по оценкам
составляет от 20 до 25%, а в крупных городах больше 40%. То есть на
численность среднего класса кризис пока никак не повлиял», – говорил
он. По словам Бызова, «средний класс снизу подпирался значительными
прослойками людей, которые пусть не дотягивали до среднего класса, но
имели в условиях вертикальной мобильности хорошие шансы в него войти.
Но кризис эти процессы замедлил».
Однако Рудерман обращает внимание на еще один свой прогнозный
расчет, который показывает сокращение потребление бензина марки АИ-95
по итогам 2009 года. «Падение будет с 8,4 млн тонн до 8,3 млн год к
году», – говорит он. Рудерман отмечает, что тот самый средний класс все
чаще заливает в бак своих иномарок не АИ-95, а бензин марки АИ-92. «На
самом деле машины иностранного производства приспособлены к бензину с
октановым числом от 91 до 98. В хорошие времена на эту экономию в 1-2
рубля никто и не посмотрел бы», – рассуждает он.
При этом гендиректор ИГ «Петромаркет» говорит, что если
анализировать потребление дизельного топлива в стране, то «кризис
никуда не делся». По данным ЦДУ ТЭК, за 9 месяцев 2009 года было
реализовано 21,5 млн тонн «солярки». В 2008 году за этот период – 24,4
млн тонн (падение около 14%). Интересно, что падение промышленного
производства в январе-августе 2009 года составило похожую величину –
14,8%.
Яков Рудерман прогнозирует, что к концу года положение с
потреблением дизельного топлива немного улучшится, но оно все равно не
дотянет до величин 2008 года: 29,5 млн тонн против 31,7 млн тонн годом
назад.
Резкое падение потребления топлива в корпоративном секторе
отмечает и Герман Чеботарев, директор по маркетингу «Магистраль Карт»
(входит в ТНК-ВР). В интервью BFM.ru он говорит, что продажи топливных
карт в его компании за январь-сентябрь упали примерно на 20%. В целом
он оценивает этот рынок (продажа топлива по картам) в 16 млн тонн
ежегодно. По словам Чеботарева, в структуре продаж на бензин (в
основном марки АИ-92) приходится 7%, остальное – на дизельное топливо.
Падение продаж карт в своей компании на 20% он оценивает даже
как неплохой результат: ведь основные потребители «солярки» в России –
автомобильные грузоперевозчики снизили свои обороты за этот период
минимум на 30%. «А строительная техника – и вовсе в разы», – дополняет
Чеботарев. Текст: Павел Пряников.
BFM.Ru
|