С каждым годом количество пробок на дорогах
увеличивается, а вместе с ними увеличивается и количество людей,
которые хотят избавить свою левую ногу от педали сцепления.
Возрастающий спрос на автоматические коробки передач заставляет
производителей разрабатывать новые виды трансмиссий, чтобы максимально
приблизить их характеристики к механическим коробкам передач.
Сегодня существует 3 совершенно разных типа автоматов - классическая автоматическая коробка передач (на основе гидротрансформатора), бесступенчатый вариатор и роботизированная механика. Сравнительно недавно к ним прибавилась роботизированная механика с двумя сцеплениями. Но обо всем по порядку. Нестареющая классика Классический автомат на Hyundai Elantra | Классический автомат - коробка передач, в которой за переключение передач отвечает гидротрансформатор. Переключение
передач происходит автоматически, в зависимости от скорости автомобиля.
В отличии от механики гидротрансформатору требуется больше топлива и
времени на разгон. Классическая автоматическая коробка с
гидротрансформатором первая кинула вызов механике. В США большинство
водителей не могут представить себе автомобиль без классического
автомата, а вот в Европе классика долго не могла прижиться и
встречалась в основном на люксовых седанах. Для требовательных
европейцев автомат был серьезно доработан. Коробка передач научилась
подстраиваться под определенный стиль вождения и получила различные
режимы работы (зимний, спортивный, экономичный). Автомат с режимом Autostick на Toyota Avensis | Но
главным достижением классической автоматической коробки передач стал
режим Autostick, который позволяет водителю самостоятельно выбирать
нужную передачу. Для выбора передачи требуется только качнуть
в нужную сторону рычаг коробки передач. Иногда для переключения
используются подрулевые лепестки или кнопки на рулевом колесе.
Возможность самостоятельного выбора передач повысило популярность
автоматической коробки передач и все последующие новые типы автоматов
стали оснащаться ручным режимом. Каждый производитель дал такому типу
коробки передач свое название: в Audi - Tiptronic, в BMW - Steptronic, в Volvo - Geartronic. Изначальное название Autostick затерялось среди вариантов производителей.
Кроме появления новых режимов в классических автоматах увеличивалось и
количество передач. В начале 90-х годов большинство автоматов были лишь
4-х ступенчатыми, а сейчас автоматическая коробка может быть и 8-ми
ступенчатой. Так что, несмотря на появление более современных типов
автоматической коробки передач, классический автомат пока рано
списывать со счетов. Автомат без передач Вариатор - бесступенчатая автоматическая коробка передач, в которой передачи не имеют фиксированного передаточного числа.
Вариатор Xtronic на Nissan Murano (265 л.с.) Во
время движения вариатор постоянно плавно изменяет передаточное число,
обеспечивая максимально плавный (без толчков и задержек) разгон
автомобиля. Расход топлива с вариатором меньше, чем с
классическим автоматом. А разгон более динамичный. Но особенности
конструкции вариатора - вместо зацепляющихся шестерен для передачи
мощности применяется ремень (цепь) - не позволяют использовать его в
паре с мощными двигателями. Вариатор Multitronic от Audi
К недостаткам вариатора можно отнести "троллейбусный разгон", при
котором водитель слышит постоянный ровный звук мотора без смены
передач. Эту проблему производители решают с помощью режима ручного
выбора "виртуальных передач". В этом режиме вариатор имитирует
переключение передач как в обычном автомате и позволяет водителю чувствовать их смену. Из-за несовместимости с мощными двигателями, вариатор пока не может стать полноценным конкурентом обычному автомату.
Но усовершенствование вариатора не стоит на месте и планка
"перевариваемой" мощности постоянно растет. Сегодня максимальная
мощность поднялась до 265 л.с.(Nissan Murano в американской версии) и
это еще не предел. Роботы наступают "Робот" на Opel Corsa C | Роботизированная
механика - механическая коробка передач, в которой отсутствует педаль
сцепления, а ее функции выполняет электронный блок."Робот" по экономичности не уступает обычной механике и является самым современным типом автоматической коробки передач
Этот тип автомата имеет и несколько существенных недостатков. В первую
очередь это касается плавности его работы, которая оставляет желать
лучшего. Передачи переключаются в "свободном режиме", не особо обращая
внимание на действия водителя, а в режиме "кик-даун" появляются толчки и рывки при переключениях. К тому же, "роботу" свойственен небольшой откат при начале движения. Чтобы ехать комфортно, из режима принудительного переключения лучше не выходить или пытаться подстроится под работу коробки.
"Робот" явно нуждался в доработке, и производителям разработали новый
вариант роботизированной механики, оснащенной сразу двумя сцеплениями. В коробке передач с двумя сцеплениями одно сцепление переключает четные передачи, а второе нечетные. Это позволяет избавиться от рывков при переключениях и превзойти динамику и экономичность даже механической трансмиссии. Роботизированную механику с двумя сцеплениями в массовое производство первым запустил концерн Volkswagen
в 2003 году на модели Golf R32, дав ей название DSG (Direct Shift
Gearbox). Основной недостаток нового "робота" - дороговизна в
производстве, но с ростом популярности эта проблема должна исчезнуть. Без
сомнений, "робот" с двумя сцеплениями составит серьезную конкуренцию
остальным типам автоматов, ведь он превосходит их практически по всем
параметрам. Да что там другие автоматы, если даже механика уступает "чудо-роботу" по скорости переключения и экономичности.
За кем будущее? Из
всех ныне существующих типов трансмиссий самое безоблачное будущее
получит роботизированная механика с двумя сцеплениями, как самая
удачная разработка.
Особенно ее преимущества заметны на фоне обычного "робота", который нуждается в серьезной доработке. Вариатор тоже не будет сдавать свои позиции, хотя все зависит от желания производителей продолжать его совершенствование. У обычного классического автомата, конечно, есть шансы побороться за место под солнцем, но его время постепенно уходит. Дмитрий Дзвонкевич, АвтоПортал
|