В условиях глобального потепления многие автомобилисты
задают себе вопрос: а нужны ли вообще зимние шины? Может быть, ограничиться всесезонкой? Тем более что последние две зимы не
напрягали ни снегопадами, ни гололедом. Вопрос не праздный.
Резина – вещь дорогая, а еще дороже выходит,
когда покупаешь под зимние колеса еще и диски. Можно, конечно, переобуваться
два раза в год, но сезонные очереди на шиномонтаж отнимают много времени, цены
на услуги шиномонтажников растут, обгоняя инфляцию. Поневоле задаешь себе
вопрос: а что все-таки выгоднее? Разориться один раз на диски или два раза
в год спонсировать «рыцарей монтажной лопатки и балансировочного станка»? Диски
дискам рознь. Сильно сэкономив при покупке, можно мучиться при езде –
биение, дисбаланс, который ничем не лечится, кроме замены. Какие-нибудь
симпатичные литые колеса при умеренной цене через месяц станут квадратными.
Биение на руле, тряска при езде. Прокатать или выбросить?
Вот в чем вопрос!
С шинами дело обстоит еще интереснее. С виду все
покрышки примерно одинаковы, а если они одинаковы, то зачем платить больше? Но
одинаковы они только с виду. Качество отечественной резины оставляет желать
лучшего. Не хочется ругать родного производителя, но для объективности
надо. Даже такие известные бренды, как «Белая церковь» и «Кама», могут
порадовать покупателя одним кривым колесом из четырех, а у какой-нибудь
«Воронежшины» показатели значительно «стабильнее» – три не поддающихся
балансировке покрышки из четырех в лучшем случае.
Очень забавно ведут себя продавцы подобного товара. Такое ощущение, что им
выдано разрешение на торговлю браком. Что должен сделать покупатель, чтобы
вернуть деньги за кривые шины или хотя бы поменять их на нормальные? Если после
установки на автомобиль проехал хотя бы метр – все, покрышки уже не новые,
просто так не поменяют. Нужно разбортировать колесо (за свой счет, разумеется)
и выдать брак продавцу, который отправит резину на экспертизу. Срок проведения
экспертизы – месяц. В это время у вас есть одна из трех возможностей:
1) ездить на трех зимних и одном летнем колесе (ощущения гарантированы,
хорошо, если у всех четырех совпадает размер);
2) купить еще одно аналогичное колесо (правда, гарантии, что оно окажется
приемлемого качества, понятно, никто не даст);
3) передвигаться своим ходом.
Интересно,
как можно оценить качество покрышки, не установив ее
на автомобиль? Неплохо бы разработчикам «Закона о правах потребителя» прояснить
этот момент. А пока лишь повторю вслед за Александром Сергеевичем: «Не гонялся
бы ты поп за дешевизной».
Тем, кто не
хочет внять полезному совету великого русского поэта или сильно пострадал от
мирового финансового кризиса, дам совет свой собственный: покупайте
отечественную резину в одном месте, а устанавливайте в другом, в независимой
шиномонтажной мастерской. Скорее всего, вам сообщат о трудностях с
балансировкой. «Свой» шиномонтажник, при магазине, понятное дело, стыдливо
промолчит.
Те, кто накопил нужную сумму на импортные зимние колеса, несмотря на рухнувший
рынок ипотечного кредитования в США, наверняка зададутся вопросом: а что
все-таки брать? Есть зимняя резина с шипами, есть без. Тут еще надоедливый
московский мэр предлагает ввести налог на «шипы». Похоже, подобными способами
он борется с московскими пробками. Все время вспоминаю зиму 2000 года и
институт им. Склифосовского, куда я попал после химических экспериментов московского
градоначальника. Надо заметить, не я один, люди лежали даже в проходах. Машин
стало меньше, воздух чище. Все дело в том, что у нас диаметрально
противоположные цели. У водителей – сохранить свою жизнь на скользкой дороге, у
мэра – разгрузить город от «пробок».
Все чаще
звучат призывы пользоваться нешипованной зимней резиной,
появляются рекламные статьи солидных производителей, рассказывающие о
новой шине, протектор которой работает как насос, откачивая воду из пятна
контакта. Правда, испытания все равно показывают, что с шипами тормозной путь
на льду значительно короче. Кто бы сомневался?
Зима – такое
время года, когда неплохо бы поумерить свои драйверские амбиции даже владельцам
спортивных автомобилей. Хочется, конечно, продемонстрировать окружающим все
плюсы мощного мотора и отточенной управляемости, но плата за демонстрацию
своего превосходства зимой может быть непомерно высокой. В любом случае,
шипованая резина увеличивает тормозной путь на асфальте, но позволяет
сохранить хоть какой-то контроль над автомобилем на накатанном льду, который
часто встречается зимой на спусках/подъемах развязок МКАДа и ТТК. Никогда не
обращали внимания на затор при выезде с МКАДа, который спровоцировал единственный
КАМАЗ с прицепом, пытающийся взобраться по скользкой «развязке»? Безуспешно
шлифуя здоровенными колесами чистый лед вместо того, чтобы подниматься, он
сползает назад, наводя ужас на скопившиеся за ним легковушки.
Одно из самых сильных ощущений можно получить, когда нажимаешь педаль
тормоза, а автомобиль продолжает ехать с той же скоростью, под легкий свист
заблокированных колес. Острые ощущения – вещь хорошая, но не всегда и не в
таком качестве. Ведь впереди может оказаться Bentley, столь модный нынче у
пафосных представителей светских тусовок, или кирпичная стена, которая на все
100% поможет проверить системы безопасности вашего
любимого автомобиля. Не надо расслабляться, уповая на коммунальные службы и
парниковый эффект, зачастую достаточно нескольких метров чистого льда, чтобы
потерять машину, деньги и здоровье. Поэтому мой выбор – шипы.
Автомобиль движется и тормозит только за счет одной силы – силы трения,
если ее нет, то не помогут ни навыки гонщика, ни полный привод.
Может быть,
когда-нибудь у нас будет климат, как в Европе, а коммунальные службы начнут
выполнять свои обязанности вместо того, чтобы создавать пробки и обстреливать
камнями лакокрасочное покрытие пытающихся их объехать автомобилей. А пока
обещается одно и делается другое, получается как во всем известной
поговорке: «хотели лучше, а вышло как всегда». Так что буду использовать шипы,
чтобы сохранить свое имущество и здоровье.