Казалось
бы, в уходящем году все было призвано упростить жизнь и страховщикам, и
автовладельцам. В марте 2009 года вступили в силу поправки к закону об
ОСАГО о внедрении прямого урегулирования убытков, после чего
пострадавший смог обращаться в “свою” страховую компанию, начала действовать система “Европротокола” (упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД).
В пользу страховщиков были
введены повышающие страховые коэффициенты для некоторых регионов. Тем
не менее страховые компании продолжают жаловаться на убыточность
бизнеса, в качестве основных проблем называя низкие, на их взгляд, тарифы ОСАГО
и несовершенство законодательства. Впрочем, есть еще одна причина –
необходимость платить по долгам проштрафившихся страховых компаний,
которых кризис заставил покинуть рынок.
По
данным Российского союза автостраховщиков, в настоящее время ОСАГО
занимается 151 страховая компания, но это число постоянно сокращается.
Так, начиная с 2003 года, когда начала действовать “автогражданка”,
обанкротились или лишились лицензии 35 страховых компаний. Почти
половина от этого количества, а именно 16 страховых компаний, ушли с
рынка в кризисном 2009 году. На их счет в 2008 году приходилось 6,27%
сборов по ОСАГО.
Как
сообщил председатель совета директоров страховой компании
“РЕСО-Гарантия”, член правления и президиума РСА Сергей Саркисов, в
настоящее время в обращении на рынке находится 775 568 полисов, по
которым компании, лишенные лицензий, до сих пор не отчитались. Эти
полисы могут всплыть где угодно: в метро, на стоянках, у офисов ГИБДД и
т. д., поэтому автовладелец, решивший сэкономить на страховке
несколько тысяч рублей, вполне может нарваться на полис, деньги по
которому в случае ДТП полностью получить уже не сможет. “Эти полисы не
сожжены, не уничтожены, не сданы в надзор РСА – они обращаются на
рынке, – говорит С. Саркисов. – Поэтому все, что мы можем посоветовать,
это не покупать страховые полисы с рук. Еще одна причина насторожиться
– если страховой полис продается задешево. Например, за 500 рублей
вместо 6000 рублей”.
Согласно
данным РСА, самыми “проблемными” в 2009 году стали такие компании, как
“Генеральный страховой альянс”, “Страховое общество АСТО Гарантия”,
“Страховое общество Дженерал Резерв” и др. – эти компании имеют
наибольший объем полисов, по которым они не успели отчитаться. С
региональной точки зрения самые недобросовестные страховщики
работают в Чеченской Республике, Москве и Питере. За ними следуют
Чувашская Республика, Алтайский край, Смоленская, Воронежская,
Свердловская, Астраханская области, Республика Татарстан.
Проблема
напрямую волнует лидеров рынка, поскольку они обязаны вносить деньги в
резервный фонд РСА, чтобы расплачиваться по долгам банкротов. Так, по
данным союза, на начало октября 2009 года было зарегистрировано более
98 тысяч компенсационных выплат, из которых 97 тысяч вызваны отзывом
лицензии или банкротством страховой компании. Общая сумма выплат
составила более 3 млрд рублей. Впрочем, даже РСА не собирается
принимать на себя все обязательства разорившихся партнеров. Как
объяснил заместитель генерального директора компании “РЕСО-Гарантия”
Игорь Иванов, в случае отзыва лицензии у страховой компании
автовладелец не всегда сможет вернуть деньги полностью и в ряде случаев
их можно считать “просто потерянными”.
“Если
у виновника ДТП полис страховой компании, у которой отобрали лицензию,
и ДТП наступило после того, как у нее отобрали лицензию, пострадавший
может рассчитывать на привлечение из компенсационных фондов РСА только
по вреду, причиненному жизни и здоровью. По вреду, причиненному
“металлу”, эта защита не действует и компенсационный фонд не поможет. В
случае если ДТП наступило до того, как у компании отобрали лицензию, –
это значит, что клиенту повезло. Дело в том, что процедура изъятия
лицензий довольно длительная. Известно, что такие компании накапливают
проблемы, месяцами не платят, кормят завтраками, а клиент все ходит и
ходит... И вдруг – бах! Отобрали лицензию. В этой ситуации клиент идет
в РСА и получает компенсацию из фонда и за вред, причиненный здоровью,
и за вред причиненный автомобилю – по “металлу”. Именно поэтому РСА
вынужден производить так много выплат из общего фонда,
поскольку недобросовестные страховые компании, как правило, очень долго
задерживали выплаты, накапливали большие долги, большие обязательства и
обманывали клиентов вплоть до того момента , пока у них, наконец, не
отняли лицензию”.
Елена Костякова, http://www.autonews.ru