Взмах «дворников» — и на стекле остаются
неочищенные полосы. Знакомая ситуация? Неработоспособные щетки
стеклоочистителей не только действуют на нервы — они очень опасны!
Особенно на наших грязных дорогах.
Поэтому мы решили устроить сравнительный тест щеток
стеклоочистителей, предназначенных для переднеприводных автомобилей
ВАЗ. Ведь именно в этой «размерности» на нашем рынке царит изобилие
изделий разных производителей. Какие щетки выбрать?
Мы приобрели в магазинах столицы 11 разных комплектов,
предназначенных для вазовских переднеприводников. Первой покупкой стали
отечественные щетки, сделанные на владимирском предприятии Автоприбор,
— именно их используют в Тольятти для конвейерной комплектации. Щетки
Bosch 530С и Сhampion X51E сделаны в Бельгии, Hella WB9, SWF-312 и Alca
— в Германии, Valeo C52 и PJ-34 родом из Франции, а Trico E50R и Tridon
Kombi — из Великобритании. Во всяком случае, так следует из надписей на
упаковках. Кроме того, мы купили еще и щетки Jan Mor «без роду без
племени» — страна-производитель на упаковке не указана, но нам их
продали как польские.
Испытания проводились в аккредитированной Госстандартом
лаборатории, а базой для составления программы теста стали действующие
в резинотехнической промышленности требования ТУ 38.105254-79 «Щетки
стеклоочистителей для автомобилей ВАЗ и других автомобилей».
Как оценивается качество очистки лобового стекла? Каждый
комплект щеток устанавливается на специальный стенд. Собственно говоря,
это обычное лобовое стекло «восьмерки» со стандартным мотор-редуктором
и поводками стеклоочистителей. Изнутри стекло покрыто черной краской —
так на поверхности лучше видны оставленные щетками водяные линии или
разводы. Основной критерий — качество очистки увлажненного стекла при
так называемом одинарном ходе. Щетка делает взмах вверх — и ее привод
останавливают. Если щетка смогла эффективно удалить воду без остатка,
то такое качество очистки признается наилучшим и оценивается в 1 балл.
Если на стекле остались полосы воды, то в зависимости от их размера и
количества оценка снижается. Причем поскольку для этого используется
так называемая обратная шкала, то по мере ухудшения эффективности баллы
растут. Например, если на стекле осталось не более трех капиллярных
полосок длиной до 75 мм, то качество очистки оценивается в 2 балла.
Если на стекле не более шести капиллярных полосок и не б
Кстати, вы сами можете оценить качество работы ваших щеток по
этой методике, зафиксировав стеклоочистители после взмаха вверх
выключением зажигания. Такое испытание при одинарном ходе — наиболее
показательное. Ведь при этом моментально проявляют себя малейшие
дефекты резинового профиля или изъяны в конструкции арматуры —
металлического каркаса щетки, распределяющего усилие ее прижима к
стеклу.
Наилучшее качество очистки при одинарном ходе обеспечили щетки
Bosch, Champion, SWF и Hella. Поднимаясь вверх, они оставляли после
себя идеально сухое стекло. Оценка — 1 балл! Чуть хуже показали себя
Jan Mor и Trico — по 2 балла. Еще больше неочищенных полос оставили
щетки Tridon, Valeo, PJ и Автоприбор — 3 балла. А худшими были изделия
марки Alсa.
Впрочем, российские требования допускают проведение и более
щадящего испытания — оценку качества очистки по так называемому
двойному ходу. То есть щетка проходит вверх и тут же опускается вниз,
совершая полный рабочий ход. В большинстве случаев, возвращаясь, щетки
эффективно исправляют огрехи, оставленные при подъеме. Яркий пример —
щетки Trico и Alсa, которые смогли улучшить свой результат до 1 балла.
До 2 баллов улучшился результат у изделий Valeo, PJ и российских щеток.
И лишь «польский» Jan Mor никак не улучшил качество очистки.
Кстати, на самом деле мы купили вовсе не 11 комплектов, а все
33! Потому что ТУ, технические условия, требуют проводить оценку
эффективности как минимум шести образцов щеток и усреднять баллы, чтобы
избежать случайных ошибок.
Помимо этого, испытатели измерили на вращающемся стеклянном
круге удельную силу трения резинового профиля. Выяснилось, что наиболее
легко по стеклу скользят щетки Bosch. А самое большое усилие
мотор-редуктору привода стеклоочистителей придется преодолевать при
перемещении по стеклу отечественных щеток.
Далее следовал «горячий» тест — проверка жаростойкости резины.
По одной щетке каждой марки закрепляли в рабочем положении (поводок
прижимает щетку к стеклу) на специальном стеклянном «противне» и на
четверо суток помещали в печь, где поддерживалась температура 60
градусов. После этого щетки вновь водружали на основной стенд и
повторяли испытание качества очистки одинарным ходом. Например, щетки
Champion, SWF, Hella, Trico и Valeo оказались весьма «жаростойкими»:
качество очистки — не хуже 2 баллов. А вот изделия Alсa и Bosch не
выдержали испытания — резина потеряла эластичность и покрылась сетью
микротрещин, что немедленно ухудшило качество очистки (4 балла).
Проверили и морозоустойчивость резиновых профилей. Все без
исключения щетки достойно выдержали трое суток в морозильной камере при
температуре минус 50 градусов. Резинки сохранили требуемую эластичность
при низкой температуре и были изогнуты без появления трещин на
специальной круглой оправке диаметром полметра.
Это не все. Резиновые элементы каждой марки погрузили на
четверо суток в раствор, состоящий из двух частей воды и одной части
стекломывающей жидкости «Обзор» на основе изопропилового спирта.
Согласно техническим условиям, от воздействия стеклоомывающей жидкости
резина не должна увеличиться в объеме более чем на 10 процентов. Этот
тест не прошла только Hella — щетка разбухла почти на треть!
Но самым интересным был ресурсный тест. Насколько ухудшится
качество очистки лучшей щетки из партии после непрерывной 200-часовой
работы щеток? Причем на протяжении всего теста автоматика постоянно
поддерживает заданный ритм полива лобового стекла водой — 30 секунд
распыла, 30 секунд паузы. Всего за время ресурсного теста
стеклоочистители совершают полмиллиона взмахов, что примерно
соответствует пробегу в 30—50 тысяч километров. Столько проходит
автомобиль за год эксплуатации средней интенсивности. Кстати, все
производители щеток стеклоочистителей рекомендуют менять их именно
через год.
После 200-часовой наработки все щетки вновь проверили
одинарным ходом. Увы, но семь образцов — Alсa, Bosch, PJ, SWF, Tridon,
Valeo и отечественные щетки — потеряли свои качества. А лучше всех
длительный тест выдержали щетки Champion и Trico. Они будут дольше
сохранять хорошее качество очистки стекла. А так как щетки Champion уже
на первом этапе испытаний обладали лучшими качествами, чем Trico, то их
мы и признали победителями.